Фантастическое создание

Многочисленные авторы дают самые разные описания Единорога (Ликорна), фантастического существа, играющего фажную роль в культуре Средневековья.

Среди фантастических животных, населявших леса, наши предки всегда называли Единорога - животное с туловищем лошади, осла или газели, с головой козла и одним рогом. В Европе в Средние века никто не сомневался, что оно существует. Это животное занимает важное место во всех средневековых бестиариях. В древних текстах по зоологии есть описание Единорога, его изображение можно увидеть на барельефах римских и греческих церквей.

Королей и принцев очень интересовал его единственный рог: все знали, что превращённый в порошок рог, добавленный в пищу, обадает афродистическими свойствами и нейтрализует любой яд.

Существовало мнение, что в большинстве случаев этот рог - нечто иное, как левый клык нарвала, который превратился в длинный, горизонтальный бивень. Такое китообразное, имеющее спиралевидный клык, встречалось в Северном море.

Стезиас, греческий врач и историк IVв. до н.э. был первым, кто упоминает о Единороге. Он рассказывает о странном животном, которое обитало на равнинах Индии. Это было что-то вроде огромного дикого осла; его тело было покрыто белой кожей; голова его была красной, а глаза голубыми; у него был длинный белый рог, а конец рога был тёмно-багровым.

Плиний Старший в своей "Естественной истории" Единорога совсем другого облика: это было животное с головой оленя, туловищем лошади, лапами слона, хвостом кабана и длинным чёрным рогом на лбу. Оно самое страшное из всех диких животных, и никто ещё не мог захватить его живым.

Элиен, греческий ритор, преподававший в Риме, выпустил сборник "О природе животных", в котором мы встречаемся с другим описанием этого животного. Единорог живёт один; индусы используют его рог как кубок, так как знают, что тот, кто его пригубил, будет защищён от неизлечимых болезней. Молодых единорогов приводили ко двору королей и устраивали бои на празднествах. Но никто никогда не присутсвтовал на поимке взрослого животного.

Индийские предания о Единороге, воспринятые позже греками, имеют очень древние корни.

Его изображение встречается также в произведения буддийского искусства (примерно I-IIвв.)

В греческой версии Ветхого Завета упоминается "огромное животное" - по мнению некоторых специалистов, Единорог. Этого было достаточно для того, чтобы животное фигурировало в Священном Писании.

"Физиолог", сборник коротких рассказов о животных, вышедший между II и IV вв. (неизвестного автора из Александрии), даёт описание Единорога, которое стало популярным в Средние века. Это некрупное животное, дикое и кровожадное; охотники боятся приблизиться к нему, так как известно, что противостоять его рогу невозможно. Покорить его может только девственница. Как только зверь её унюхает, он приближается к ней и ложится у её ног; он принимает от неё пищу и позволяет отвести себя во дворец царя, где его ждут охотники. "Физиолог" предлагает нам аллегорический образ Единорога, непобедимого существа божественного происхождения.

Единорог становится символом монашеской жизни (он живёт в одиночестве) и одновременно невоздержанности (он не может подавить желания отдаться молодой девственнице). Другие предания видят в нём символ учтивости и доброжелательности, поскольку также, как прекрасный рыцарь, Единорог горд и надменен, но сила покоряет его.

Атлас мифологии (L'ATLAS DE LA MYTHOLOGIE), перевод с французского, редактор С.Л.Лебедев.


Hosted by uCoz